Ежедневно все мы являемся участниками дорожного движения, выступая в качестве пешехода, пассажира или водителя. Быть пешеходом - это очень ответственно. Безопасность на дороге зависит в совокупности и от пешеходов, и от водителей. И риски присутствуют с обеих сторон.
По статистике самые уязвимые среди участников дорожного движения – дети и пожилые люди.
За 10 месяцев 2024 года в Ставропольском крае зарегистрировано 430 ДТП с участием пешеходов, в которых 56 погибли и 387 человек получили ранения различной степени тяжести. Согласно проведенного анализа, установлено, что 166 ДТП произошло с участием пешеходов пожилого возраста (от 60 до 90 лет), в которых 26 человек погибли и 144 получили ранения. Все 26 погибших пожилых людей в момент ДТП находились без световозвращающих элементов.
К сожалению пожилые люди более других подвергнуты риску попасть на улице в опасную ситуацию, виной тому:
- возрастные физиологические особенности (снижение зрения и слуха, заторможенная реакция);
- плохая ориентация в окружающей среде;
- плохая адаптация к новшествам;
- несоблюдение Правил дорожного движения для пешеходов.
С возрастом труднее определить расстояние до приближающегося транспорта, правильно оценить его скорость. Зачастую люди плохо ориентируются в пространстве и имеют замедленную реакцию на сигнал опасности.
Пожилые люди становятся жертвами ДТП чаще всего именно потому, что не учитывают особенности своего возраста и свои возможности! Уровень смертности от травм, полученных в результате ДТП у 65-74 – летних примерно вдвое больше, чем у 30-64 летних, а среди пожилых людей старше 75 лет этот показатель больше в 8 раз.
Большинству водителей приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда пожилые люди переходят (или даже перебегают) дорогу в неположенном месте, там, где им удобно. При этом они не обращают ни малейшего внимания на сигналы светофоров. Светофоры предназначены для обеспечения безопасности всем участникам дорожного движения. Они устанавливаются на самых опасных участках дорог с интенсивным разносторонним движением автотранспорта. Как ни парадоксально, но именно поблизости от пешеходных «зебр» чаще всего совершаются наезды на людей престарелого возраста. Происходит это потому, что пожилые люди пытаются побыстрее проскочить рядом с переходом, там, где водители совсем не ожидают появления людей.
Частой причиной автоаварий с пожилыми людьми также является выход на проезжую часть из-за транспорта или других препятствий ограничивающих видимость дороги. Необходимо выбрать такое место, где дорога просматривается в обоих направлениях. Также не забывайте, что у водителей автомобилей, особенно большегрузных, имеется скрытый обзор или «слепая зона». Под определенным углом водитель может не увидеть приближающегося пешехода. Поэтому старайтесь не переходить дорогу очень близко перед большегрузным автомобилем.
В темное время суток плохо освещенные дороги затрудняют движение пожилых людей вдоль дорожного полотна или на пешеходных переходах. Рядом с дорогами, проложенными в населенных пунктах, зачастую нет тротуаров или обустроенных обочин. Пожилым людям приходится ходить по проезжей части. И водителям в темное время суток или в неблагоприятную погоду бывает нелегко разглядеть идущего впереди пешехода.
Пожилые люди, наши родители, бабушки и дедушки, нуждаются в дополнительном внимании и особом отношении как участники дорожного движения.
Соблюдайте Правила дорожного движения и живите еще сто лет! Ведь нам, молодым, так необходим ваш жизненный опыт, ваша рассудительность и мудрость.